методическая копилка



Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования «Кляксография» с элементами аппликации в средней группе.

Тема: «Красивые деревья»
Цели и задачи: Развивать у детей творческие способности, чувство композиции, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.
Учить рисовать техникой « выдувание»
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук.
Материалы: Гуашевые краски, палитры, кисти, стаканы с водой, салфетки, трубочки, клеёнка, листы бумаги А4, клей-карандаши, маленькие цветочки, проектор, доска.
Предварительная работа: Беседа о жанрах живописи, рассматривание репродукций картин.
Ход работы:
В: Ребята, вы когда-нибудь были в музее? Что там можно увидеть?
Д: Картины
В: Сегодня мы с вами отправимся в музей и посмотрим на красивые картины. Закройте глазки, я взмахну волшебной палочкой и мы перенесёмся в музей. Открывайте глазки.
На интерактивной доске изображены репродукции картин разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт). Рассматриваем с детьми картины. Вдруг выскакивает изображение кляксы и портит все картины.
В: Ребята, что это?
Д: Клякса
В: Какая  некрасивая клякса, испортила нам все картины. Ребята, а давайте нашу вредную кляксу превратим в красивую и она больше не будет портить рисунки, а наоборот будет их украшать.
Д: Давайте.
В: У вас на столе лежат трубочки – волшебные палочки, с помощью них мы будем превращать наши кляксы в красивые рисунки. Мы будем их не рисовать, а выдувать. Сначала мы возьмём кисточкой краску и сделаем кляксу. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу.
А теперь мы с вами немножко отдохнём и сделаем зарядку:
Утром гномы в лес пошли
(энергичные шаги на месте)
По дороге гриб нашли
(наклоны вперёд, выпрямляемся)
А за ним – то раз-два-три
(наклоны из стороны в сторону)
Показались ещё три!
И пока грибы срывали
( наклоны вперёд, руки к полу )
Гномы в школу опоздали
( руки к щекам, покачать головой)
Побежали, заспешили ( бег на месте)
И грибы все уронили (присесть)
В: Отдохнули, присаживайтесь за столы. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым? Нужно сильно постараться и выполнить его с любовью. Мы украсим наши деревья цветами. Наклейте цветочки на веточка ваших деревьев. Дети работают самостоятельно.

По завершении работы дети рассматривают свои рисунки. Выбирают более понравившийся.







Конспект НОД 

по конструированию из пряжи в старшей группе

"Кукла-Масленица"

Цель: Познакомить детей с обрядовой куклой масленицейразвитие интереса к истокам народного творчества
Задачи: Упражнять детей в изготовлении обрядовой куклы-масленицы;
               Совершенствовать навыки вырезывания;
               Развивать глазомер, мелкую и общую моторику;
               Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Материалы: раздаточный:Пряжа двух цветов, картонные прямоугольники, ножницы;
                        демонстрационный: готовая обрядовая кукла-масленица, иллюстрации с изображением масленичных гуляний.
Предварительная работа: Беседа о масленице, рассматривание иллюстраций с народными гуляньями
Ход деятельности:

Звучит русская народная хороводная мелодия. Дети заходят в группу. На столах разложены иллюстрации с изображением масленичных гуляний.
В: Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете какой праздник отмечают люди на этих картинах?
Д: Масленица.
В: Правильно. Масленица - это самый весёлый и шумный праздник на Руси. В это праздник люди провожают зиму и зазывают весну. А ещё на масленицу традиционно делали кукол-маслениц (показываю образец куклы). Её мастерили как домашний оберег, использовали словно фигурку домового. Считалось что она отгоняла злых духов. Я предлагаю вам сделать таких кукол, чтобы они оберегали и ваш дом.
 Слушайте внимательно,что нужно делать, чтобы у вас получилась красивая куколка.
Берём картонку и наматываем на неё пряжу, вокруг картонки. Наматываем побольше, чтобы кукла получилась пышной( Дети повторяют действия).Затем отрезаем кусочек пряжи и продеваем её под пряжу и завязываем сверху узелком (Дети повторяют по образцу). Разрезаем пряжу внизу. Убираем картонку. У нас получился кусок пряжи, перевязанный по середине. Далее мы складываем его по палам и отмеряем расстояние на голову, перевязываем ниткой, туго. Отделяем пряжу справа и слева - это руки. Остальную пряжу по середине перевязываем ниткой, отмерив расстояние для туловища. Ручки тоже перевязываем ниткой на концах, лишнюю пряжу отрезаем (Дети выполняют все действия за воспитателем). Вот у нас получилась куколка. Осталось сделать ей волосы. Устали?
Д: Да.
В: Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру "Перезвон"
     Едет масленица дорогая,
     Наша гостьюшка годовая,
     Да на саночках расписных,
     Да на кониках вороных
     Живёт масленица семь деньков,
     Оставайся семь годков
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все кто в кругу поют:
       Дили-день, дили-дон!
       Ах, откуда этот звон?
       Били-били, били-бом!
       Мы его сейчас найдём.
Участник с завязанными глазами должен по звуку найти и поймать участника с колокольчиком.
  В: Вот мы и отдохнули, поиграли. Но надо доделать нашу куколку, сделать ей красивую причёску. Присаживайтесь за столы, продолжаем работу. Чтобы сделать волосы мы так же намотаем пряжу на картон, только пряжу другого цвета. Выберите себе цвет волос вашей куклы (белый, коричневый, рыжий, чёрный). Затем так же нитку продеваем под пряжу и завязываем сверху узелок, разрезаем снизу пряжу. Полученный отрезок пряжи продеваем сквозь голову и завязываем сверху ниткой, получился хвостик. Из этого хвостика можно сделать косичку. Вот наша кукла-масленица готова. Посмотрите какие красивые куклы у нас получились. Дети рассматривают кукол, оценивают свои работы.










Конспект занятия по экспериментированию в

 старшей группе «Знакомство с магнитом и его 

свойствами»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:
• Знакомство с понятием "магнит".
• Формирование представлений о свойствах магнита.
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Материал: Карандаши деревянные, пластмассовые пуговицы, скрепки, болты, гайки, резиновые игрушки, листы бумаги, куски ткани, стеклянные стаканы с водой, пластмассовые дощечки, крупа манная, магниты.
Ход:
Дети заходят в группу, оформленную как лаборатория.
Воспитатель: Ребята, я рада приветствовать вас в своей лаборатории! А чем занимаются люди в лаборатории? (Выслушиваю ответы детей). Правильно, здесь люди занимаются изучением разных веществ и минералов. Вот и сегодня мне в лабораторию пришла посылка, а что там мы сейчас узнаем.
Загадка: Этот жадный предмет
                  Всё железо хватает
                  Для него нормы нет
                  Прилипанием страдает.
                                                         (Магнит)
- Правильно ребята, это магнит.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами. ( Презентация «Легенда о магните)

Опыт «Всё ли притягивает магнит? »
Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева,                                                        железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
             
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы? »
Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? ” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод. (Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу).
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? (Магнит может действовать через стекло и воду.)
Учёные в лаборатории тоже устают и нам, маленьким учёным надо передохнуть:
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть
Покрутили головой. И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять шею надо разминать (Вращение головой)
Встали ровно, наклонились. Раз – вперёд, а два – назад.
Потянулись, распрямились. Повторяем всё подряд (Наклоны вперёд и назад)
А потом мы приседаем. Это важно сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем (приседание).

Опыт: «взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: «А что произойдет,                                                                                                                                  если поднести два магнита друг к другу? »
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются).                                                 Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. (Вывод: у магнита два полюса.)
Опыт: «Магниты действуют на расстоянии» 
Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния. (Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии.  Это что-то назвали "магнитным полем".)
Опыт: «Ищем клад»
Детям предлагается с помощью магнита в манной крупе найти скрепки (поднести магнит к крупе и поводить по ней, скрепки притягиваются).
Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?
(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)
А где в нашей жизни можно встретить магниты? Ответы детей. ( Презентация «Магнит в жизни людей»)

Ответы детей.







Городецкие мастера
Конспект  образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию


Цели:
Знакомство с народным промыслом Городца. Создание образа городецкого узора на разделочной доске. Знакомство с русским фольклором и традициями.
Задачи:
Образовательные: учить выделять основные элементы узора; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет;
продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; упражнять в рисовании Городецких цветов (купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны), птиц, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
Развивающие: развивать чувство цвета,  чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение,  умение красиво располагать узор в заданной форме; развивать интерес к народным традициям и обычаям.
Воспитательные: средствами музыки, изобразительного искусства, фольклора создавать веселую атмосферу в коллективе; воспитывать чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие; продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщать детей к народному искусству; воспитывать  на образцах народного творчества.
Предварительная работа:
Рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов городецкой росписи (розаны, купавки, ромашки, бубенчики, птицы), тонирование деревянных досок акриловыми красками.
Методические приемы:  
Рассмотреть предметы с городецкой росписью, определить, в чем отличие от других народных промыслов, художественное слово, сюрпризный момент.
Музыка:
Русские народные песни.
Материалы и оборудование:
Для педагога: наглядно-демонстрационные пособия.
Для детей: доска разделочная, тонированная  цветом охра, гуашь, тонкие кисти, палитра, тряпочки, подставки под кисти, вырезанные элементы городецкой росписи, трафарет птицы.

Ход занятия
Дети заходят в группу под русскую народную мелодию, на столах стоят изделия Городецкой росписи.
Воспитатель загадывает загадку:
«Коль на досточке девица,
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица-
Это значит ….» (Городец)
Воспитатель: - Ребята, скажите в каком городе зародилась Городецкая роспись? (ответы детей)
Воспитатель: -Верно. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись.
Воспитатель: - А какие предметы расписывали городецкие мастера? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сегодня превратится в Городецких мастеров сделать подарок нашим мамам на 8 марта. Мы распишем разделочные доски, чтоб нашим мамам было приятно работать на кухне.
 С помощью презентации на интерактивной доске дети рассматривают элементы Городецких узоров.
Воспитатель: - Из каких элементов состоят Городецкие узоры? (бутоны, розаны, листья).
Воспитатель: - Розан- большой и красивый цветок, сложнее всего у розана рисуются дуги. 
Кто мне покажет, как правильно рисуется розан?
(показ приёмов рисования ребёнком).
-Правильно, дуги надо рисовать быстрым и лёгким движением руки. Как рисуются бутоны вы все помните?
Городецкие художники листочки в узорах рисуют так, чтобы они смотрели в ту сторону, куда смотрят глазки у бутонов.
А какие цвета используют Городецкие мастера в своей работе?
Дети называют (голубой, розовый, красный, синий, белый).
-Вы помните, что мы рисовали Городецкие узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике, и сегодня мы продолжим рисование новых узоров с использованием символа Городецкого петуха, создадим свой орнамент из цветов используя основные цвета. В рисовании петуха вам поможет трафарет: обведите его карандашом.
В нашей работе вам будет помогать музыка, русские народные мелодии.
Дети рисуют.
Воспитатель наблюдает за работой детей, даёт необходимые советы.
   Итог занятия.
1.Предложить рассказать о своей работе, о работе товарища.
2.Выбрать самый яркий узор.
3.Выбрать самую аккуратную работу.
4.Готовые работы дети дарят мамам к празднику 8 марта.



Конспект игровой образовательной ситуации по
ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе  группе.
Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств». 

Задачи: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметы
рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность детей;
активизировать словарь детей такими словами, как: компьютер, калькулятор, счетная машина, счеты и т.д.
Материал: макеты счетных устройств, продукты и инвентарь для бутербродов.
Ход занятия:
Экскурсовод: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства разных времен.
(раздается стук в дверь).
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до 5. Хотите, посчитаю? (считает).
Экскурсовод: Молодец, Незнайка! До 5 считать умеешь, а наши ребята считают и до10. А ты сможешь посчитать до 10?
Незнайка: Это я быстро, раз – два и готово. (Начинает считать, у него не получается).
Экскурсовод: Ну, Незнайка, что остановился? Может тебе этот предмет поможет? (Дает счеты).
Незнайка: (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Крутит, вертит счеты в руках). Интересно, что это такое? (шепотом). А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (это счеты). А для чего они нужны? (чтобы считать). Это я понял! А как на них считать? (выходит ребенок и показывает). Так интересно, а я и не знал!
Экскурсовод: Эх, Незнайка, ничего – то ты и не знаешь, а только хвастаешься! А ты хочешь узнать, как люди считали раньше? А вы, ребята хотите? Тогда я вас приглашаю посетить музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.
Обратите внимание на первый экспонат. Что это такое? (Это руки человека).
Незнайка: А почему они здесь и даже на первом месте?
Экскурсовод: Давным-давно люди считали на пальцах рук. Это были первые счеты. Но они оказались не удобными потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 – 30. И тогда человек изобрел другие счеты. А вот какие, мы сейчас увидим.
Обратите внимание на следующий элемент – это узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? ( Дети пробуют.) Правда, интересно?
В вот следующий экспонат – это глиняная доска – абак. Она разделена на полоски, в которые выкладывали бобы, горох и пересчитывали их. Люди раньше очень мало знали и поэтому не могли придумать лучших счетов. И пользовались руками, узелковыми счетами, счетной доской, счетными палочками и счетам на которых мы научили считать Незнайку.
Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счетную машину.
Обратите внимание на следующий экспонат. Эту счетную машину вы, наверное, знаете? Как она называется? Правильно, ребята! Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? ( Дети показывают).
А теперь посмотрите на следующий экспонат. Как вы думаете, что это? Молодцы! Ребята, а что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора?
Вот, Незнайка, ты и узнал, как люди считали раньше и теперь.
Незнайка: Подождите, я, что - то забыл… на чем люди сначала, а на чем потом?
Экскурсовод: Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала и что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют теперь? Людям, каких профессий нужны счетные устройства? (дети отвечают).
Ну, что Незнайка, ты устал? Не хочешь, ли сделать с нами зарядку?
Все ребятки потянулись,
Раз нагнулись, два нагнулись,
Зашагали по порядку,
Снова делаем зарядку!
Экскурсовод: Вы наверно все проголодались? Вот поэтому, я вас приглашаю в наше детское кафе «приготовь – ка сам!». Давайте вымоем руки и присядем за столы. В сегодняшнем меню кафе бутерброд «Компьютер». (Дети приступают к приготовлению бутерброда, воспитатель помогает).





Комментариев нет:

Отправить комментарий